

Знаменитая фраза «Секса у нас нет», к слову, вырванная из контекста одухотворенной речи представительницы общественной организации «Комитет советских женщин» Людмилы Николаевны Ивановой, прочно вошла в обиход советского общества. Понятия «эротика» в СССР не существовало. Любая обнаженка, даже в самых невинных ее проявлениях, считалась порнографией и претила моральным устоям нашего государства.
Естественно, любой здравомыслящий советский человек понимал всю абсурдность этого лозунга, но далеко не многие пытались его оспаривать. Сексуальному бунту, сулящему серьезные проблемы оппонентам государственной политики бывшего Союза, большинство предпочитало немое согласие. Однако находились смельчаки, умевшие ценить и создавать прекрасное, взращивать изумительные по своей красоте цветы на бесплодной почве общественного порицания. Они четко различали грань между красивой эротикой и дешевой порнографией, пытаясь донести свои мысли ханжеской и дремучей аудитории того времени. Одним из буревестников, летящим против ветра советской идеологии стал художник, фотограф Римантас Дихавичюс (Rimantas Dichavičius). Его альбом «Цветы среди цветов» мы хотим вам представить сегодня.
Римантас Дихавичюс родился 1 марта 1937 года. В годы сталинских репрессий его семья была сослана в Сибирь. Он рано потерял родителей, и долгие годы воспитывался в специализированном заведении для детей «врагов народа». Тяга к искусству сформировалась у Дихавичюса с самого детства. В конце 50-х г., оставаясь верным своим юношеским мечтам, он поступил в Художественный институт Литовской ССР. По окончании института в 1963 г. Римантас работает над оформлением книг и журналов. Со временем он стал интересоваться фотографией. На этом поприще он совершил грандиозный прорыв, перевернувший закостенелые традиции псевдоморали Советского Союза. Многолетний труд, в конце концов, воплотился в грандиозном сборнике фотографий, который получил романтическое название «Цветы среди цветов». Надо ли говорить, какой фурор произвел этот альбом. На волне перестройки в 1987 г., когда в общественную жизнь внедрялись новые, чуждые ранее, принципы и стереотипы, на международной книжной ярмарке в Москве альбом все-таки увидел свет.
Из воспоминаний художника: «Пять лет моя книга лежала как макет. После получила разрешение лично от президента. До сегодняшнего дня сохранился титульный лист этого альбома. На нём целых 8 печатей. Можете себе это представить?! Два дня ездили мы по Москве – собирали эти фиолетовые кружочки. Из всего тиража первого издания мне достались только три экземпляра. Даже купить не дали. Ценность была невероятная. Раритет. Возил в Америку показать и привозил обратно».
После удачного дебюта в Центральном доме журналиста была организована выставка работ фотохудожника, которую ежедневно посещало более 20 тыс. человек в день. Впоследствии, презентация альбома «Цветы среди цветов» с грандиозным успехом прошла в Варшаве, Праге и Париже, затем перекочевала за океан в Чикаго и Лос-Анжелес. И везде эффект от показа был ошеломляющий.
Как вспоминает сам Римантас Дихавичюс: «После выставки было много заказов, китайцы захотели купить “хотя бы” миллион экземпляров для узкого круга специалистов. Мы были старшим братом тогда для них, и если старший брат позволяет...»
Вся тематика альбома посвящена красоте женского тела. Фотограф всю жизнь относился к прекрасному полу как к чему-то неземному, волшебному, таинственному.
«Женщины – это не люди, это другие создания»!
Не смотря на то, что с момента выхода альбома прошло уже 30 лет, работы мастера до сих пор служат эталоном фотоискусства, а образы, которые запечатлел художник, не перестают волновать сердца поэтов и романтиков, воспевающих женскую красоту.

Комментарии
Комментариев пока нет.