Проект вносится Правительством Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в целях развития курортной инфраструктуры
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 713; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6455; 2011, N 30, ст. 4567; 2012, N 26, ст. 3446) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических, лечебно-оздоровительных и рекреационных целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты курортной инфраструктуры;
б) абзац пятый после слов «в лечебно-профилактических» дополнить словами «, лечебно-оздоровительных и рекреационных»;
в) абзац шестой после слов «в лечебно-профилактических» дополнить словами «, лечебно-оздоровительных и рекреационных»;
г) абзац седьмой после слов «в лечебно-профилактических» дополнить словами «, лечебно-оздоровительных и рекреационных»;
д) дополнить абзацами следующего содержания:
«курортная инфраструктура – совокупность объектов лечебно-профилактических, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного, культурно-досугового и рекреационного назначения, расположенных на территории курорта;
пользователь курортной инфраструктуры – физическое лицо, прибывшее на территорию курорта в лечебно-профилактических, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых, рекреационных целях на период от 24 часов до 6 месяцев подряд и осуществляющее не менее одной ночевки в объекте размещения;
объект размещения - гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристские базы и иные средства размещения, расположенные на территории курорта.»;
2) статью 5 дополнить частью второй следующего содержания:
«Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе:
принимать решение о введении курортного сбора с пользователей курортной инфраструктуры, расположенной на территориях курортов федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
устанавливать размер курортного сбора в пределах, установленных статьей настоящего Федерального закона, а также порядок его взимания и расходования (направления);
разрабатывать и утверждать программу сохранения, восстановления и развития курортной инфраструктуры, расположенной на территориях курортов федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и их благоустройства на период введения курортного сбора за счет средств фонда развития курортной инфраструктуры, созданного в соответствии с главой настоящего Федерального закона.»;
3) статью 6 дополнить частью второй следующего содержания:
«Органы местного самоуправления вправе:
реализовывать утвержденную субъектом Российской Федерации программу сохранения, восстановления и развития курортной инфраструктуры, расположенной на территориях курортов федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и их благоустройства, в отношении курортов, находящихся на территории муниципального образования (в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о введении курортного сбора).»;
4) дополнить главой IV.1 следующего содержания:
«Глава IV.1. Развитие курортной инфраструктуры
Статья 15.1. Курортный сбор
В целях, сохранения, восстановления и развития курортной инфраструктуры, расположенной на территориях курортов федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и их благоустройства законом субъекта Российской Федерации может вводиться курортный сбор с пользователей курортной инфраструктуры, расположенной на территориях курортов федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (далее – курортный сбор).
Курортный сбор обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с даты его введения в действие.
Устанавливая курортный сбор, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют размер курортного сбора в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты курортного сбора.
Курортный сбор вводится на срок 5 лет.
Статья 15.2. Размер курортного сбора
Размер курортного сбора устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать сто рублей за одни сутки пребывания пользователя курортной инфраструктурой в объектах размещения.
При установлении размера курортного сбора законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться льготы и основания для их использования плательщиками курортного сбора.
Статья 15.3. Плательщики курортного сбора
Плательщиками курортного сбора являются пользователи курортной инфраструктуры.
От уплаты курортного сбора освобождаются:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои социалистического труда, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
- ветераны боевых действий;
- ветераны Великой Отечественной Войны;
- инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, а также сопровождающие их лица
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;
- дети в возрасте до 18 лет;
- инвалиды и дети-инвалиды, а также сопровождающие их лица;
- лица, обучающиеся в образовательных организациях, расположенных на территориях курортов федерального, регионального и местного значения;
- лица, прибывшие на курорты с целью занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания, и постоянно работающие на указанной территории на основании трудового договора или служебного контракта;
- иные лица, устанавливаемые законом субъекта Российской Федерации.
Обязанности по исчислению, взиманию с плательщика курортного сбора и перечислению курортного сбора в фонд развития курортной инфраструктуры, созданный в соответствии со статьей 15.4 настоящего Федерального закона, возлагаются на организацию или индивидуального предпринимателя, предоставляющие плательщику курортного сбора услуги объекта размещения.
Статья 15.4. Фонд развития курортной инфраструктуры
В случае принятия субъектом Российской Федерации о введении курортного сбора в целях, сохранения, восстановления и развития курортной инфраструктуры, расположенной на территориях курортов федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и их благоустройства формируется фонд развития курортной инфраструктуры.
Средства фонда развития курортной инфраструктуры в полном объеме поступлений от источников его формирования расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены частью первой настоящей статьи в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Расходование денежных средств фонда развития курортной инфраструктуры на цели, не предусмотренные частью первой настоящей статьей, не допускается.
Статья 15.5. Организация, осуществляющая формирование фонда развития курортной инфраструктуры
Формирование фонда развития курортной инфраструктуры осуществляется уполномоченной высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации некоммерческой организацией, учредителем которой выступает субъект Российской Федерации, (далее – организация, осуществляющая формирование Фонд развития курортной инфраструктуры).
В организации, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры создается наблюдательный совет, контролирующий её деятельность по формированию фонда развития курортной инфраструктуры и расходованию его средств, и выполняющий иные функции, возложенные на него уставом организации, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры. Порядок образования и деятельности наблюдательного совета, который должен состоять, в том числе, из представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территориях муниципальных образований которых находятся курорты, определяется уставом организации, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры. Состав наблюдательного совета утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Наблюдательный совет организации, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры, осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Денежные средства фонда развития курортной инфраструктуры размещаются на отдельном банковском счете организации, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры, и по нему организацией, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры, ведется отдельный учет.
Размещение денежных средств фонда развития курортной инфраструктуры допускается в рублях и (или) иностранной валюте на счетах или депозитах кредитных организаций. Требования к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств фонда развития курортной инфраструктуры, устанавливаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Контроль за поступлением средств в фонд развития курортной инфраструктуры осуществляется организацией, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки предоставления организацией, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры, отчета о сумме поступивших в фонд развития курортной инфраструктуры средств и о сумме средств, израсходованных на цели, указанные в части первой статьи 15.4 настоящего Федерального закона.
Деятельность организации, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры, по формированию фонда развития курортной инфраструктуры и расходованию его средств подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
Организация, осуществляющая формирование фонд развития курортной инфраструктуры, по итогам финансового года обязана раскрывать информацию о своей деятельности по формированию фонд развития курортной инфраструктуры и расходованию его средств, в соответствии со стандартом раскрытия информации, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Стандарт раскрытия информации содержит состав информации, подлежащей раскрытию организацией, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры, а также порядок, способы и сроки ее раскрытия.
Организация, осуществляющая формирование фонда развития курортной инфраструктуры, вправе использовать на административно-управленческие расходы не более 10 процентов суммы средств, поступающих в фонд развития курортной инфраструктуры за год. Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, зданий и сооружений, расходы на проведение аудита, выплату заработной платы работникам организации, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры, расходы на управление организацией, осуществляющей формирование фонда развития курортной инфраструктуры, или ее отдельными структурными подразделениями.
Статья 15.6. Источники формирования фонда развития курортной инфраструктуры
Источниками формирования фонда развития курортной инфраструктуры являются средства, поступающие в качестве уплаты курортного сбора, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники.
Доходы, полученные от размещения денежных средств фонда развития курортной инфраструктуры в кредитных организациях, подлежат зачислению в фонд развития курортной инфраструктуры.
Статья 15.7. Расходование средств фонда развития курортной инфраструктуры
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и утверждает программу сохранения, восстановления и развития курортной инфраструктуры, расположенной на территориях курортов федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и их благоустройства на период введения курортного сбора (далее - программа).
Расходование средств фонда развития курортной инфраструктуры на цели, указанные в части первой статьи 15.4 настоящего Федерального закона, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных программой, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
При принятии законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о завершении курортного сбора в соответствии со статьей 15.8 настоящего Федерального закона остатки денежных средств фонда развития курортной инфраструктуры необходимо освоить на цели, указанные в части первой статьи 15.4 настоящего Федерального закона, в течение года с даты окончания периода введенного курортного сбора.
Статья 15.8. Отчет о результатах введения курортного сбора
Не позднее одного месяца до окончания периода введенного курортного сбора, установленного законом субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет о реализации программы и результатах введения курортного сбора на территории субъекта Российской Федерации, включая описание экономического эффекта от реализации его введения, а также предложения о введении курортного сбора на следующий пятилетний период или о его завершении в порядке и сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации заслушивает отчет о реализации программы и результатах введения курортного сбора на территории субъекта Российской Федерации, включая описание экономического эффекта от реализации его введения, и принимает решение о введении курортного сбора на следующий пятилетний период или о его завершении в порядке и сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Президент Российской Федерации
В.ПУТИН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в целях развития курортной инфраструктуры»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в целях развития курортной инфраструктуры» (далее - законопроект) направлен на сохранение, восстановление и развития курортной инфраструктуры, расположенной на территориях курортов федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории субъектов Российской Федерации.
Под курортной инфраструктурой в законопроекте понимается совокупность объектов лечебно-профилактических, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного, культурно-досугового и рекреационного назначения, расположенных на территории курорта.
Субъектам Российской Федерации предоставляется право принимать решение о введении курортного сбора с пользователей курортной инфраструктуры, расположенной на территориях курортов федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории субъекта Российской Федерации и устанавливать размер курортного сбора, а также порядок его взимания и расходования.
Данная плата представляет собой неналоговый платеж и устанавливается высшим органом исполнительной власти субъекта в размере, не превышающем ста рублей за одни сутки пребывания пользователя курортной инфраструктурой в объектах размещения.
Введение платы за пользование курортной инфраструктурой обусловлено финансовой потребностью в восстановлении и сохранении объектов лечебно-профилактических, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного, культурно-досугового и рекреационного назначения.
В настоящее время наблюдается устойчивая положительная динамика увеличения туристического потока внутреннего туризма.
Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и конъюнктуру туристического рынка зарубежных стран, спрос на отдых на российских курортах в текущем году и последующие периоды прогнозно может увеличиваться более чем на 5% ежегодно (см. приложение 1).
В качестве примера можно рассмотреть данные мониторинга Ставропольского края, туристический поток региона в 2014 году увеличился по сравнению с 2013 годом и составил 878 803 человек. Туристский поток региона за 9 месяцев 2015 года составил 662 989 человек, что на 4% больше в сравнении с аналогичным периодом 2014 года.
Туристический поток Кавказских Минеральных Вод, 2014 г.
№ |
Населенный пункт |
Общий турпоток |
Льготная категория граждан
(льготники, дети, неорганизованные туристы) |
«Чистый» турпоток
без льготной категории граждан |
1. |
Ессентуки |
218 849 |
55 778 |
163 071 |
2. |
Пятигорск |
188 500 |
59 173 |
129 327 |
3. |
Кисловодск |
278 611 |
49 027 |
229 584 |
4. |
Железноводск |
125 408 |
32 886 |
92 522 |
5. |
Лермонтов |
2 041 |
- |
2 041 |
6. |
Минеральные Воды |
42 958 |
3 478 |
39 480 |
7. |
Георгиевск |
17 233 |
9 086 |
8 147 |
8. |
Предгорный район |
5 203 |
- |
5 203 |
Итого: |
878 803 |
209 428 |
669 375 |
В практике зарубежных стран достаточно широко распространены различные виды единоразовых сборов, взимаемые с туристов, приезжающих в курортные местности c целевым использованием на улучшение условий инфраструктуры курортной местности и туризма.
Стоит отметь, что законопроектом определены льготные категории граждан, которые освобождаются от уплаты платы за пользование курортной инфраструктурой.
В целях целевого расходования средств, полученных от курортного сбора, законопроектом предусматривается создание в субъектах Российской Федерации фондов развития курортной инфраструктуры. Фонды формируются уполномоченной высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации некоммерческой организацией, учредителем которой выступает субъект Российской Федерации.
Определены источники формирования фондов развития курортной инфраструктуры и порядок расходование средств фондов развития курортной инфраструктуры.
Средства, полученные от платы за пользование курортной инфраструктурой, могут использоваться только в рамках программ сохранения, восстановления и развития курортной инфраструктуры, расположенной на территориях курортов федерального, регионального и местного значения, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, и их благоустройства на период введения курортного сбора за счет средств фондов развития курортной инфраструктуры.
Приложение 1
Расчет прогнозируемых средств от платы за пользование курортной инфраструктурой в бюджет Ставропольского края в 2017 – 2021 годах, руб.
№ п/п |
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2017 - 2021 гг. |
1. |
Количество суток пребывания |
7 314 859 |
7 680 602 |
8 064 632 |
8 467 864 |
8 891 257 |
40 419 214 |
2. |
Ожидаемые поступления в бюджет Ставропольского края: |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
при ставке сбора в размере 50 рублей |
365 742 950 |
384 030 100 |
403 231 600 |
423 393 200 |
444 562 850 |
2 020 960 700 |
2.2 |
при ставке сбора в размере 100 рублей |
731 485 900 |
768 060 200 |
806 463 200 |
846 786 400 |
889 125 700 |
4 041 921 400 |
2.3 |
при ставке сбора в размере 150 рублей |
1 097 228 850 |
1 152 090 300 |
1 209 694 800 |
1 270 179 600 |
1 333 688 550 |
6 062 882 100 |
Ежегодное увеличение на 5%. Прогнозируется с учетом положительного эффектна за счет использования средств от платы за пользование курортной инфраструктуры на развитие региона Кавказские Минеральные Воды.
Дата создания: 05.05.2016 13:08
Дата изменения: 05.05.2016 13:13
Комментарии (1)