КАЛЕЙДОСКОП ИНФО ...
...QUOT HOMINES TOT SENTENTIAE
ВДНХ - краткий экскурс в прошлое (Часть 1)

![]() |
|
Москва – один из красивейших городов России, богата своими достопримечательностями, памятниками архитектуры и древнего зодчества. Не каждый краевед сможет перечислить их все. Но есть места, о которых знают не только коренные москвичи, но и гости столицы. Одним из таких широко известных шедевров архитектуры и народного творчества является выставка достижений народного хозяйства – ВДНХ.
За долгую историю своего существования выставка претерпевала множество изменений, как в архитектурном стиле, так и в плане своего назначения. Но, не смотря на глобальную реорганизацию и дальнейшую структуризацию, выставка и по сей день притягивает массы туристов со всего мира.
Цели и предпосылки создания выставки

Развивающемуся советскому государству необходимо было найти дополнительные стимулы и рычаги развития народного хозяйства. Напряженная политическая обстановка на международной арене диктовала свои условия. Советский Союз должен был показать всему миру, что страна не прозябает в нищете и разрухе, а, напротив, растет и процветает вопреки ожиданиям капиталистических держав, готовых приложить все усилия для дестабилизации ее экономического развития и социалистического строя в целом.
В связи с чем, 17 февраля 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников, проходившем под лозунгом полной победы социализма в деревне, народный комиссар земледелия СССР М. А. Чернов выступил с предложением перед Центральным Комитетом партии и Советом Народных Комиссаров СССР об организации в Москве в 1937 г. Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В дальнейшем ее оборудование и специальные помещения предполагалось использовать в качестве базы для построения Всесоюзного дома колхозов.
Территория Москвы повсеместно расширялась, под строительство новых городских кварталов отводились новые близлежащие земли. Для реализации данного грандиозного проекта было выделено место в районе бывших останкинских болот, откуда в свое время сотрудниками НКВД было изгнано целое поселение цыган. Теперь на этой территории предстояло вырасти одному из самых крупномасштабных архитектурных сооружений Советского Союза.
Через тернии к намеченной цели

Вячеслав Константинович
Сразу же после съезда, было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) "Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве". Строительство охватило обширную территорию неподалеку от Ярославского шоссе, затронув часть земель села Алексеевского и Останкинского лесопарка. Председателем Главного выставочного комитета как инициатор проекта был назначен нарком М. А. Чернов.
Для реализации дальнейших целей был организован конкурс среди лучших архитекторов Советского Союза, победителем которого стал В. К. Олтаржевский. Большинством голосов членов Комитета он был избран на пост главного архитектора Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Сроки строительства были установлены жесткие, сдача выставки была приурочена к XX-ой годовщине Октябрьской революции в 1937 г.
Вскоре возникли первые проблемы. Связаны они были, прежде всего, со сменой руководящего состава Наркомата земледелия Союза ССР. Массовые аресты в Наркомземе, расстрел наркома М. А. Чернова, все это на время заморозило реализацию проекта. К тому же, резкой критике подверглась постройка павильона Московской области со стороны первого секретаря Московского городского и областного комитетов ВКП(б) Н. С. Хрущева. В итоге, сдача проекта была перенесена на 1 августа 1938 г.
Однако, и эти сроки для возведения подобного гиганта оказались слишком малы. Когда это стало очевидным, директор ВСХВ И.П. Горшихин обвинил главного архитектора В. К. Олтаржевского во вредительстве, ссылаясь на грубые ошибки при составлении генерального плана. Не удивительно, что после этого В. К. Олтаржевский – ведущий специалист по возведению многоэтажных зданий, был снят с должности, и сослан в лагеря в Воркуту, где, вплоть до 1942 г. занимался проектированием одноэтажных бараков для репрессированных.

В августе 1938 г. Верховный Совет СССР определил новые сроки строительства объекта всесоюзного значения. Торжественное открытие было назначено на 1 августа 1939 г. В связи с чем, был принят "Закон о ВСХВ", регламентирующий новые принципы строительства выставки, согласно выявленным ошибкам и недостаткам в ее организации. В кратчайшие сроки был сформирован новый штат сотрудников, ответственных за выполнение поставленных задач.
Начальником строительства был назначен А. А. Усевич, пост директора выставки занял Н. В. Цицин, место главного архитектора ВСХВ досталось С. Е. Чернышеву – автору генерального плана Москвы в 1935 г. Строительство было возобновлено. Постройки, возведенные по проекту В. К. Олтаржевского, были частично демонтированы и перестроены, тем не менее, первоначальная планировка и замысел ВСХВ были сохранены.
Свой проект Олтаржевский представлял себе в виде крупного архитектурного комплекса, не только всесоюзного, но и мирового масштаба - еще одним чудом света. В его проекте было нечто мистическое и загадочное с легким оттенком утопии вселенского мироздания. При более тщательном рассмотрении плана выставки можно заметить интересные подробности, подтверждающие данный аспект.
В центре выставки расположена площадь Механизации – некое подобие солнечного светила, от которого словно лучи в разные стороны уходят дорожки к различным павильонам. Каналы, наполненные водой, берущие начало опять-таки на площади Механизации, переплетаясь в различных точках, образуют некое подобие Сфирот – каббалистического древа жизни, символизирующее начало всех начал. Сама площадь образует правильный восьмиугольник, во многих религиях, в том числе христианской, использующийся как символ живой Вселенной, обновления и обретенного райского блаженства. Гигантский крест в центре площади искусно сочетался с различными символами индуистской и буддийской религий.

Возможно, мистическая кабалистика и религиозная подоплека – всего лишь домыслы. Однако, во время Великой Отечественной войны, когда враг стоял у ворот Москвы, на территорию выставки не упала ни одна бомба, не разорвался ни один снаряд. Что это, элементарное стечение обстоятельств, или все-таки защита высших сил?
Торжественное открытие ВСХВ
Открытие выставки было знаменательным событием для всей страны. Над созданием этого "оазиса" под руководством главного архитектора С. Е. Чернышева трудились лучшие архитекторы Союза ССР: Г. Мотовилов, В. Гейльфрейх, В. Щуко, Л. Поляков, Д.Чечулин; скульпторы С. Коненков, В. Мухина; монументалисты А. Дейнека, П. Соколов-Скаль, А. Бубнов и многие другие талантливые мастера своего дела.

На трибуне С.М. Буденный, В.М. Молотов, Н.В. Цицин и др.
Грандиозную выставку в Москве общей площадью 136 гектаров украшал весь советский народ. Это поистине был город в городе, на территории которого располагались сказочные парки с множеством скульптур, пруды с экзотическими фонтанами, опытные участки и 250 различных архитектурных строений. Для культурного времяпрепровождения граждан были выстроены два кинотеатра, парашютные вышки, концертная эстрада и даже цирк. Подрастающее поколение скрашивало свой досуг в детском городке с игровыми площадками.
Торжественным открытием ВСХВ 1 августа 1939 г. руководил В. М. Молотов. На церемонии, помимо первых лиц Советского государства, присутствовали более 10 тыс. человек. Вход на выставку украшала триумфальная арка известного архитектора Л. Полякова, выполненная в стиле классических античных традиций. Здесь же почетных гостей встречала 24 метровая скульптурная композиция В. Мухиной "Рабочий и колхозница", которая впоследствии стала визитной карточкой "Мосфильма". Фасад главного павильона выставки украшала резная колоннада с гербами Советского Союза и всех союзных республик. 50 метровую башню здания венчала скульптурная группа "Тракторист и колхозница", ставшая эмблемой ВСХВ. Через главный павильон почетные гости попадали на площадь Колхозов, где располагались настоящие дворцы союзных республик, краев и областей. Данная архитектурная экспозиция отличалась своей самобытностью, а каждый из павильонов отражал дух национальных традиций Советского государства.

Всего за три месяца после открытия в 1939 году выставку посетило более 3 миллионов человек. Обслуживало ВСХВ 2000 экскурсоводов, 1000 групповодов и 200 гидов для иностранных гостей. Изначально выставка планировалась как разовое мероприятие, тем не менее, учитывая ее неслыханную популярность, Партией и Правительством Советского Союза было принято решение о продлении ее работы.
За пять месяцев в 1940 г. выставку посетило 4,5 млн. человек. В 1941 г. экспозиция действовала один месяц и пять дней, и была закрыта 1 июля. Распоряжением Совета народных комиссаров СССР выставка была эвакуирована в Челябинск.
Для воспроизведения видео в высоком разрешении, отключите блокировщик рекламы!
Окончание ...


© При копировании и публикации текста статьи упоминание автора и ссылка на сайт обязательны!
2016 © "Калейдоскоп ИНФО"
https://www.kaleydoskop-info.ru
Комментарии
Комментариев пока нет.