КАЛЕЙДОСКОП ИНФО ...
...QUOT HOMINES TOT SENTENTIAE
Приметы верные-суеверные. Какие талисманы приносят удачу?

![]() |
|
Нельзя сказать, что в плане гуманистическом человечество совсем уж топчется на месте. Характерным примером может служить такая специфическая и неоднозначная область мировосприятия как суеверие. Даже в криминальном мире чуждом религиозной догматике, по крайней мере, в части, касающейся смертных грехов, имеют место быть своеобразные обереги, поверья и тайные ритуалы.
Обмылок на счастье
В мрачном Средневековье, грабители полагали, что стать неуловимыми можно съев сердца нескольких не родившихся младенцев. Ближе к новому времени счастливым амулетом считалась рука умершего или казненного "коллеги по цеху". Потом, преступники стали носить с собой «на счастье» палец, причем не обязательно преступника, а вполне благопристойного покойника. Прогресс очевиден.

В конце XIX века многие представители лондонского криминального мира пришли к выводу, что хорошим оберегом является жабье сердце. Один из таких преступников, попав в лапы полиции, бормотал себе под нос: «Все равно им меня не поймать. У меня на шее жабье сердце». Бормотал он слишком громко, и допрашивали его так усиленно, что, в конце концов, он раскололся.
Из воровских оберегов с царского и вплоть до нашего времени, дотянул только обмылок, остающийся после омовения покойника. Воры-грабители подкупали санитаров морга, и, во избежание обмана, сами присутствовали при скорбной церемонии. Носили этот талисман в чистом носовом платке – «марочке». Не счесть историй про то, как отправившиеся на дело, представители криминала выходили с этим обмылком сухими из воды, а потом забывали его и оказывались за решеткой.

Сходная ситуация и с приметами. До революции воры не грабили горбатых и остерегались лазать в дома с косоглазой прислугой. Потом это, забылось, да и сама прислуга, на какое-то время просто исчезла. Сегодня же, для ограбления особняка состоятельного человека, нужно преодолеть столько линий охраны, что больше приходится думать о технике, а не о горничных.
Еще одна устаревшая примета: нельзя идти на дело, если увидел, как три лошади поскользнулись и упали.
Кот - к проблемам
Один из современных воров уверял, что он и его товарищи предпочитают не лезть в дома и квартиры с номерами 11, 22, 93 и 444. А вот, номер 13 не вызывает у них отторжения.

Дождь, почему-то, считается хорошей воровской погодой, хотя именно в дождь хозяева чаще сидят дома.
Дома, разумеется, может сидеть не только хозяин, но и, например, попугай. К таким домам воры тоже относятся прохладно. Считается, что он может запомнить и потом повторить клички преступников. Другое дело, примет ли суд такое показание?
Не к добру, если среди украденных вещей, оказывается колода карт, пусть даже похитили ее неумышленно, допустим, вместе с чемоданом. И то, сказать, карты сами по себе используются как орудие мошенничества, для вытягивания кровно заработанных у наивных любителей легкой наживы.

Одни воры считают, что у них «счастливая» рука и после того, как они обчистили чей-то дом, его хозяева станут только богаче. Другие самокритично полагают, что рука у них «тяжелая» и материальный достаток в обнесенный дом уже не вернется никогда.
Помимо собственно воровских примет, стоит упомянуть и приметы, придуманные самими жертвами.
Признаком скорой кражи считается залетевшая в сени сорока или расхаживающая по дороге ворона. В роли хранителей имущества фигурируют рано закуковавшая кукушка, черные петух, кошка или собака.

На самом деле при видимой абсурдности примет, рациональное зерно в них имеется. Кукушка действительно может разбудить хозяина, а сторожевой пес сам по себе является охранником дома. Разумеется, ему не обязательно быть черной масти – достаточно иметь огромную, устрашающую пасть и громогласно оповещать округу о своем присутствии.
Коты тоже могут достойно противостоять криминалу. В конце 1990-х в поселке Безлесный Ульяновской области наркоманы ворвалась в дом 49-летнего местного жителя, требуя у него денег. Увидев, что главарь взялся за топор кот Васька вцепился в него когтями, и ценой жизни, дал хозяину возможность вырваться на улицу, за помощью.

Другая история закончилась вполне благополучно. В Самаре воры ночью проникли в жилище и наткнулись на орущего благим «мяу» упитанного пудового котяру Степу. Потрясение был столь сильным, что они бежали с места происшествия, оставив в замочной скважине отмычки, по которым их и вычислила милиция.

Относительно некоторых примет, трудно понять, кто их придумал – преступники или их жертвы. Вот, например, такая – если муж и жена любят поесть в темноте, то их ребенок станет вором. Можно только с достаточной долей уверенности предположить, что выдумщик этой приметы сидел на диете.
Кому Бог помогает?
Общей чертой можно считать почтительное отношение воров к традиционным религиям. Хотя и здесь надо учитывать специфику воровского промысла.
Например, если совершить мелкую кражу у кого-то из прихожан во время церковной службы и до благовеста, то такое деяние, как считалось среди уголовников царских времен, должно было обеспечить удачу как минимум на год.

Но здесь все же страдали прихожане, а не сама церковь. Другое дело, похитить церковную утварь или икону из самого храма. В этом случае божьей кары, было не избежать. Поэтому многие воры, совершив кражу в культовом сооружении, и впоследствии столкнувшись с различными проблемами, предпочитали возвращать похищенное обратно.
С другой стороны, существовала отдельная категория «церковных татей», не страшащихся «кары господней».

Едва ли не самой почитаемой святыней в дореволюционной России считалась Казанская икона Богоматери. С нее изготовили несколько освященных копий (списков) с которыми шли на врага ополчение Минина и Пожарского и войска Кутузова.
Но подлинник хранился в Казанском Богородицком монастыре – то есть в местах, где икона впервые была явлена в 1579 году девятилетней девочке Матроне.

29 июня 1904 года святыню похитили вместе с образом Спасителя, драгоценностями и свечными деньгами (общей стоимостью 100 тысяч рублей). Любопытно, что именно после этой кражи, в далекой Маньчжурии, где русские армия и флот сражались против японцев, произошла череда событий, сделавших поражение в войне неотвратимым. Но тот, кто крал, о глобальных катастрофах явно не задумывался.
28-летний крестьянин Варфоломей Чайкин (Стоян) попался довольно быстро, но из похищенного удалось вернуть сущие крохи.
Относительно святыни, со слов девятилетней дочери его сожительницы, драгоценный оклад «церковный тать» продал, а саму икону расколол и сжег в печи.
Набожное, в основной массе, русское общество пребывало в шоке. Как следствие родились параллельные версии. По одной из них Чайкин выполнил заказ старообрядцев, которые и стали новыми владельцами почитаемого образа. По другой – настоятельница монастыря, на всякий случай заменила подлинник копией, а настоящий образ и сегодня находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Сам Стоян получил 12 лет каторжных работ, его сожительница 10. Дальнейшие их следы затерялись. Поэтому так и осталось неизвестным, постигла их кара небесная, или смилостивился господь над заблудшими овцами своими. (Хотя каторжная ссылка сама по себе явилась тяжелым наказанием для воров). Неоспоримый факт, что после этого на Россию обрушилось немало бед.
Сегодня, в храмах крадут гораздо чаще, чем в былые времена, воры стали не такими набожными.
В 1990-х годах в селе Шкинь Коломенского района Московской области воры унесли из церкви несколько икон, в том числе образ преподобного Серафима Саровского. Далее, по рассказу одной из прихожанок, святой явился к ней во сне и указал на чердак одного из деревенских домов. Там икона и оказалась. Преступников задержали и вдобавок у всех участников кражи сгорели дома.
Через несколько лет образ украли вторично вместе с еще 11 иконами. Банду из четырех человек быстро задержали. Один из них умер, еще находясь под следствием. Возможно, описанные случаи – обыкновенное стечение обстоятельств, но в назидание иным потенциальным похитителям хотелось бы трактовать случившееся именно как божью кару.

В наши дни самые архаичные суеверия часто оказываются облеченными в современную оболочку. Преступник со стажем Андрей Иванов делился с корреспондентом:
"Посетил я как-то одного компьютерного гения, известного в узких кругах как специалиста по взлому электронной банковской защиты. Уж не знаю, к какой преступной категории его определить. Знаю только, что сей тихоня с университетским образованием, по сути, тот же вор, хотя и новой формации. Подобных умельцев сейчас немало, а в будущем, вероятно, будет гораздо больше. Место в преступной иерархии им еще не определено — воровской мир консервативен, но дела за ними уже числятся громкие.

Прощаясь с компьютерщиком, я заметил на белом кубе системного блока маленькую электронную детальку, не понятно по какой надобности там разместившуюся. Мой вопрос о ее предназначении почему-то смутил гения, будто застали его за чем-то постыдным.
- Да так, — поколебавшись ответил он. — Это процессор с моего первого «писишника». Просто талисман…".

Многие преступники, спланировав очередное уголовно наказуемое дело или же благополучно провернувшие его, не смущаясь ставят в церкви свечки. И даже считают одного из святых своим покровителем.
Не повезло в этом отношении Иоанну Воину, который во времена Юлиана Отступника (361-363 гг.) тайно предупреждал своих единоверцев об опасностях и помогал им, когда они оказывались в узилище. Иоанна приговорили к смертной казни, но император погиб раньше, в битве с персами. Будущий святой вышел на волю и дожил до глубокой старости.

В конце концов, преступники тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Не будучи истинно верующими, каждый из них в тайне жаждет, чтобы нечто сверхъестественное ниспослало удачу в их нелегком криминальном «труде», чтобы ангел-хранитель постоянно сопровождал их, помогая избежать заслуженного наказания и дожить до глубокой старости.
Дмитрий МИТЮРИН

© При копировании и публикации текста статьи упоминание автора и ссылка на сайт обязательны!
2016 © "Калейдоскоп ИНФО"
https://www.kaleydoskop-info.ru
Комментарии
Комментариев пока нет.