КАЛЕЙДОСКОП ИНФО ...
...QUOT HOMINES TOT SENTENTIAE
Советские Актеры - Ветераны Великой Отечественной войны.
Часть III


![]() |
|
Михаил Иванович Пуговкин

Родился знаменитый актер 13 июля 1923 г. в деревне Рамешки Костромской области в обедневшей крестьянской семье. Миша Пуговкин (Пугонькин - встречается в некоторых печатных изданиях как настоящая фамилия актера) был младшим ребенком в семье, мать ласково называла его Минькой.
Тяжелое материальное положение в семье не позволило Михаилу окончить местную сельскую школу. Но маленький Миша был очень талантливым артистичным ребенком. Он неизменно участвовал во всех сельских праздниках – вдохновенно пел песни и частушки, бил чечетку и лихо отплясывал цыганочку. Профессия сама выбрала это юное дарование.
Родители Миши прекрасно понимали, что если они останутся в родной деревне, их дети не смогут получить должное образование и профессию, которая не даст им утонуть в водовороте жизни. В 1936 г. семья решает перебраться в Москву и попытать счастья на столичных просторах.

В столице Михаил вместе с братьями устроился на Московский тормозной завод им. Кагановича учеником электромонтера. Напряженный график работы не мешал задорному мальчишке отдавать свободное время обучению театральному мастерству в драматическом кружке, расположенном в Клубе им. Каляева.
В то время Клубом руководил будущий народный артист РСФСР Александр Павлович Шатов, который сразу разглядел в веселом подростке большой артистический талант. А когда заболел исполнитель роли купца Большого в спектакле по пьесе Островского «Свои люди – сочтемся», вопроса о выборе новой кандидатуры на это место у Шатова не возникло.
Для Пуговкина это была неслыханная удача и большая ответственность. Всю ночь он репетировал свою роль и к утру выучил пьесу полностью. Премьера прошла блестяще. Михаил и подумать не мог, что этот спектакль станет для него судьбоносным.
Его игру по достоинству оценил заслуженный деятель искусств РСФСР режиссер Федор Николаевич Каверин, возглавлявший тогда Московский драматический театр на Сретенке. Несмотря на то, что у Пуговкина не было театрального образования, Каверин пригласил его в свой театр. В этой труппе Михаил работал артистом вспомогательного состава с 1939 по 1941 год.
В 1940 году состоялся дебют Михаила Пуговкина в кино. Кинорежиссер Григорий Львович Рошаль пригласил его сниматься в своей картине «Дело Артамоновых». Михаилу досталась небольшая роль купца Степаши Барского. В этом же фильме дебютировала будущая звезда Советского кино – Любовь Орлова. Съемки фильма закончились в июне 1941 года.

Началась Великая Отечественная война. Ушли на фронт отец и два старших брата Михаила, а вслед за ними добровольцем последовал и Пуговкин. По распределению Михаил Иванович был зачислен в 1147-ой стрелковый полк разведчиком. Воевал под Смоленском.
В 1942 году под Ворошиловградом в одном из боев Пуговкин получил тяжелое ранение в ногу. Не смотря на все старания врачей, началась гангрена. Встал вопрос о срочной ампутации. Для Михаила это было страшнее смерти, он мечтал после победы вернуться в театр. «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!» - сказал он главному врачу госпиталя, когда уже все было готово к операции. И врачи, на свой страх и риск, пошли ему навстречу, продолжив консервативное лечение.
Болезнь часто обострялась, но Пуговкин все-таки сумел ее победить, настолько велико было его желание вернуться на сцену. Когда состояние стабилизировалось, Пуговкина комиссовали. За героизм и боевые заслуги перед Родиной, его наградили орденом Отечественной войны II степени.

В 1943 году Михаил Пуговкин вернулся в Москву. В то время в столице функционировал лишь один театр – Московский театр драмы, объединенный с Театром Революции под руководством главного режиссера народного артиста РСФСР Николая Михайловича Горчакова.
Творческий коллектив состоял из передовых актеров театра и кино, среди которых ведущие места занимали Ростислав Плятт и Валентина Серова. Заведующим музыкальной частью был Константин Симонов. На сцене театра полным ходом шла репетиция пьесы «Москвичка», и Горчаков, не раздумывая, дал Пуговкину главную роль в этой постановке. Успех спектакля был ошеломляющий, на всех показах в зале был аншлаг. Первая главная роль Михаила Ивановича.
Не смотря на растущую популярность, Пуговкин понимал, что врожденный талант должен развиваться. В 1943 году при МХАТе открылась театральная Школа-студия Немировича-Данченко под руководством режиссера Василия Григорьевича Стахновского. Михаил понял, что это его шанс. На приемной комиссии, в состав которой входили Грибов, Тарасова, Качалов, Москвин, молодой человек, окончивший всего три класса сельской школы, чувствовал себя неуютно. Тем не менее, он на отлично сдал все экзамены и был зачислен на курс Ивана Михайловича Москвина. Иван Михайлович всегда выделял Пуговкина как лучшего ученика своей группы.
На втором курсе прилежного ученика постигла большая неприятность: ему никак не давалась наиважнейшая дисциплина всех учебных заведений Советской эпохи – диалектика марксизма-ленинизма. Он так и не смог сдать экзамен, да и французский язык немного подкачал. Из студии МХАТ его отчислили, а в 1944 году призвали на воинскую службу во 2-ое Горьковское танковое училище.

Театральный талант Пуговкина и здесь помог ему справиться с проблемой. Начальник училища генерал Раевский, знакомый с творчеством своего подопечного, назначил Михаила Ивановича ответственным за самодеятельность в рамках училища. У Пуговкина появилась возможность возобновить обучение во МХАТе.
В конце 40-х годов Пуговкин одновременно играет на сценах трех Московских театров, но отдает предпочтение Театру Ленинского комсомола под руководством режиссера Ивана Николаевича Берсенева.
Помимо театра Пуговкин начинает активно сниматься в кино.
Особенная популярность пришла к актеру после фильмов «Солдат Иван Бровкин», «Дело Пестрых», «Земля и люди». С начала 50-х годов за восемь лет Пуговкин снялся более чем в 16 фильмах, и решает полностью посвятить себя кинематографу.

Закат театрального творчества Пуговкина состоялся на сцене Вологодского драматического театра в 1959 году. Начиная с 1960 года, он оставляет театр и окончательно погружается в мир кино.
Вплоть до 1978 года Михаил Иванович работал на киностудии «Мосфильм», с 1978 по 1991 год снимался в фильмах на киностудии им. Горького.
В свободное от съемок время Пуговкин часто гастролировал, устраивая творческие встречи в разных городах Советского Союза.
Актер не имел определенного амплуа, ему одинаково профессионально и жизненно удавались роли, как положительных героев, так и отрицательных. Его персонажи обладали неповторимым шармом, присущим только Пуговкину.

Особое место в творчестве актера занимал комедийный жанр. Часто бывало, играя второстепенную роль, он затмевал главных героев фильма. В картине Николая Владимировича Досталя «Дело Пестрых» роль уголовника Ложкина изначально подразумевалась как эпизодическая, но Пуговкин, ни разу не имевший дела с представителями преступной среды, сыграл своего героя настолько колоритно и правдоподобно, что зритель не мог оставить его незамеченным. Роль Яшки-артиллериста в прогремевшей на всю страну картине Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» 1967 г., состояла всего из двух эпизодов. Но великолепная игра актера сделала эти сцены незабываемыми для зрителей.
Встреча с режиссером Леонидом Гайдаем породила целую череду незабываемых комических образов: прораб «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», отец Федор «12 стульев», режиссер Якин «Иван Васильевич меняет профессию», Горбушкин «Не может быть» и другие великолепные роли. На персонажах Пуговкина в фильмах-сказках воспиталось не одно поколение детей. И бравый воевода, и хитрый атаман, и недалекий царь-государь – все эти образы подчеркивают разносторонность актерского дарования Пуговкина.
И в фильмах о войне его герои сыграны, безусловно, правдоподобно - образы насыщены трагизмом и обладают огромным жизненным потенциалом. Как и многие другие актеры-фронтовики, Пуговкин в этих картинах играл самого себя. В такие минуты игра уступала место жизни, и актер заново переживал то страшное и горестное время.

Старшина Иванов в фильме «Майские звезды», которого судьба столкнула с такими же, как и он, бойцами Советской Армии в Праге 1945 года грустит о потерянной, казалось бы, навсегда мирной довоенной жизни. Солдат, прошедший через кромешный ад, теряя товарищей на поле боя, искренне верит в победу. Он верит, что сможет вернуться к мирной жизни. Но какова ее цена? С большим трудом Михаил Пуговкин вспоминал то время, в надежде забыть миллионы смертей, пожары и кровь.
Но столь любимый им кинематограф, в который раз, заставлял его переживать ту страшную войну. Фильм «Крепость на колесах» повествует о легендарной команде подвижного состава бронепоезда №56, участвующей в прорыве Советских войск из котла под Каневым в первые дни войны. Пуговкин играет роль связного Вожжова. Жгучая ненависть к врагам у Вожжова переплетается с бесконечной любовью к русскому народу. Тяга к жизни отходит на второй план, Вожжов жертвует собой ради таких же, как он, простых советских людей. Эта роль также была очень близка актеру.

Неповторимое актерское мастерство Пуговкина отмечали многие известные режиссеры. Однажды на склоне лет Сергей Бондарчук признался Михаилу Ивановичу, что погорячился с выбором актера на роль Некрасова в фильме «Они сражались за Родину». "Эту роль надо было отдать Пуговкину, - говорил он, - а талантливому актеру Юрию Никулину всегда бы нашлась другая достойная роль в моем фильме".
В 1991 году Михаил Пуговкин переезжает в Ялту, где на собственные средства организовал «Центр Михаила Пуговкина». В период 1992 -1993 г.г. он работает в Театре-студии киноактера, а 1999 году возвращается в Москву.
В Сокольниках он создал свой «Киноцентр Михаила Пуговкина». За годы творческой жизни Михаил Иванович снялся в 101 фильме, многие, из которых вошли в золотой фонд Советского и Российского кинематографа.
25 июля 2008 года в Москве из-за очередного приступа сахарного диабета Михаил Иванович Пуговкин скончался. По завещанию похоронили великого актера на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его лучшего друга Александра Гавриловича Абдулова.
Владимир Павлович Басов

В селе Уразово Валуйского района Белгородской области 28 июля 1923 года в семье военного родился сын Володя (будущий известный артист и режиссер Владимир Басов).
Для справки: Во время Великой Отечественной войны Басов приписал себе один год, чтобы уйти добровольцем на фронт.
Отец Басова – красный командир погранзаставы, погиб в Средней Азии в 1931 году, и Володя с матерью переезжает жить к дяде, в г. Железнодорожный. Вскоре мать Басова нашла новую работу, и они переезжают в Кашин. В Сухуми у тетки Володя учился 5-й и 6-й класс. Вскоре семья переезжает в село Александрово Горьковской области. Десятый класс Басов заканчивает в Москве, где параллельно посещает Художественное училище им. 1905 года.

Летом 1941 года Владимир Басов готовился поступать во ВГИК, но началась Великая Отечественная война, и он уходит добровольцем на фронт. В тяжелые годы войны Басов не забывал об искусстве. В должности начальника клуба бригады за организацию ансамбля художественной самодеятельности, давшего более 150 концертов для бойцов на линии фронта, лейтенант интендантской службы Владимир Павлович Басов в 1943 году был награжден медалью «За боевые заслуги».
Позднее, старший лейтенант Басов был назначен командиром батареи 424 минометного полка 36 миномётной бригады 28-й артиллерийской дивизии прорыва РГК. При захвате одного из опорных пунктов немецкой обороны в феврале 1945 года Басов был тяжело контужен. За героизм, проявленный в бою, он был награжден Орденом Красной Звезды. В конце войны Владимир Павлович занимал пост заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва Резерва СВГК. Басов имел большие перспективы, если бы продолжил военную карьеру, но предпочел вернуться на гражданку. Вернулся с войны Владимир Павлович Басов в звании капитана.

В 1947 году Владимир Басов поступает во ВГИК на режиссерский факультет в мастерскую Сергея Иосифовича Юткевича и Михаила Ильича Ромма. В этот период Басов женится на сокурснице Розе Макагоновой. По окончании ВГИКа в 1952 году, Басов работает режиссером на «Мосфильме». Его режиссерский дебют состоялся в 1954 году. На экраны страны выходит его картина «Школа мужества». Для Басова это был не только режиссерский, но и актерский дебют. В своей картине он снялся во второстепенной роли поручика.

Фильм не имел ожидаемого успеха, но Басов не перестает заниматься режиссурой. Следом выходит ряд его картин, таких как: «Крушение эмирата» (1955), «Необыкновенное лето» (1956), «Первые радости» (1957), «Случай на шахте восемь» (1957), «Золотой дом» (1959) и другие.
Во многих картинах Басова, где он выступает в качестве режиссера и сценариста, поднимается тема войны. Фильм «Тишина» 1964 года, повествующий о жизни людей, одержавших Великую победу, и столкнувшихся с послевоенными проблемами. Это фильм о правде и трусости, верности долгу и предательстве своих товарищей на примере судеб командира артиллерийской батареи капитане Сергее Вохминцеве и Аркадии Уварове, погубившим свою батарею, и переложившим вину на младшего командира, который попал под трибунал и погиб в штрафбате.
После ряда режиссерских работ в 1968 году на экраны выходит фильм «Щит и меч», который, по мнению критиков, явилась апофеозом режиссерской деятельности Басова. Как бывший фронтовик Владимир Павлович в своих произведениях не мог не коснуться темы войны. С первых же дней картина стала лидером проката и собрала огромное количество зрителей (до 68 млн. человек).
Фильм рассказывает о нелегкой работе советских разведчиков во вражеском тылу в годы Великой Отечественной войны. В картине были задействованы такие талантливые актеры как: Станислав Любшин, Олег Янковский, Алла Демидова, Валентина Титова. Сам Басов сыграл в ней роль советского разведчика Бруно. Персонаж, также как и во многих других картинах Басова, была второстепенный, но примечательный для зрителя.

Талантливый режиссер и сценарист запомнился многим зрителям, прежде всего, как актер. Владимир Басов снимался не только в своих картинах, но и в фильмах других режиссеров. Выдающийся актер обладал оригинальной внешностью и мимикой, ему одновременно удавались как драматические, так и комические роли. Он был очень музыкален, пел и танцевал.
Он прожил увлекательную и насыщенную событиями жизнь, оставив после себя множество прекрасных фильмов и незабываемых ролей.
17 сентября 1987 года на 64 году жизни Владимир Павлович Басов скончался от инсульта.
Николай Николаевич Трофимов

21 января 1920 года в Севастополе в простой рабочей семье родился мальчик, родители назвали его Николаем. Трофимов с детства проявлял незаурядные литературные способности – выразительно декламировал стихи и отрывки прозы классических произведений. Он обладал отличным чувством юмора, и часто смешил одноклассников на переменах. Сценическая карьера Николая Трофимова началась очень рано.
В 1934 году состоялся его творческий дебют на профессиональной сцене севастопольского ТЮЗа в спектакле «Хижина дяди Тома». Игра актера подверглась резкой критике со стороны цензуры, но Трофимов не поддался апатии, а воспринял все с должным пониманием. Вопроса в выборе профессии для него уже не стояло, он твердо решил, что станет артистом. Семья с пониманием отнеслась к выбору сына, и Трофимов стал готовиться к подаче документов в театральный институт.
В 1937 году Николай Трофимов без проблем поступает в Ленинградский Театральный институт им. А. Н. Островского по классу актерского мастерства у Бориса Вульфовича Зона – художественного руководителя ТЮЗа на Владимирском. Зон, по характеру человек серьезный, многое прощал Трофимову, в частности, постоянные шутки и проказы. Хотя, бывали случаи, когда юмор Трофимова помогал ему в различных ситуациях. Как-то раз, поспорив с однокурсниками, Николай под видом бедной старушки бесплатно прошел в кинотеатр. Типаж обездоленной пожилой женщины получился настолько убедительным, что серьезный Зон, заливаясь слезами от смеха, безоговорочно поставил студенту зачет по актерскому мастерству.

В 1941 году Николай Трофимов блестяще окончил институт, но дальнейшим творческим перспективам помешала Великая Отечественная война.
Трофимов был призван в ряды Военно-Морского Флота. Служил в Центральном ансамбле ВМФ солистом. Начиная с 1943 года, Николай Николаевич переведен в театр Балтийского флота. Пел в «Ансамбле пяти морей» И. О. Дунаевского.
В 1944 году Трофимова переводят в Таллинский театр Балтийского флота, где он и служил до конца войны.
В 1946 году режиссер Николай Павлович Акимов приглашает Трофимова в Ленинградский Театр Комедии, в котором артист играл своих прославленных героев в течение 17 лет. За этот период им было сыграно более 30 ролей. На подмостках Театра Комедии он снискал признание и любовь благодарной публики.

В период с 1963 по 1964 год Трофимов работает в Ленинградском театре имени Ленинского Комсомола, но вскоре ему становится скучно играть однообразные жанры в одинаковом амплуа. Рутина заставила артиста принять предложение Георгия Александровича Товстоногова, и с 1964 года Трофимов становится неизменным членом труппы легендарного Большого драматического театра им. М. Горького, которому оставался верен до конца жизни.
Помимо театра Николай Трофимов активно снимался в кино. Его кинематографическая карьера началась в конце 1930-х годов. Первая роль в фильме режиссера Владимира Григорьевича Легошина «Шел солдат с фронта» (1939) была эпизодической. В фильме режиссера Александра Михайловича Файнциммера «Морской батальон» (1943) Трофимов сыграл матроса Пятеркина.
В те годы Трофимов служил в Военно-Морском Флоте, поэтому эта роль для него была символичной, можно сказать, что в этой картине актер сыграл самого себя. Среди множества ролей в кино, фильмы о войне для Николая Трофимова выделялись среди других картин. Человек, знавший о войне не понаслышке, по-особенному подходил к отведенной для него роли, он не играл, а жил на экране.

Подобного мнения придерживался известный кинорежиссер Сергей Федорович Бондарчук, когда, посмотрев игру Трофимова, без колебаний взял его на роль капитана Тушина в своей эпопее «Война и мир», увидев безграничные драматические способности артиста-фронтовика.
Среди картин, в которых Николай Николаевич вновь возвращался в те тяжелые военные годы, можно выделить фильмы: «Секретная миссия» (1950) режиссера Михаила Ильича Ромма; «Жажда» (1959) режиссера Евгения Ивановича Ташкова; «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967) режиссера Наума Борисовича Бирмана, в котором актер сыграл коменданта аэродрома. В фильме режиссера Михаила Ивановича Ершова «На пути в Берллин» (1969), рассказывающем о последних днях Великой Отечественной войны, когда Советская Армия готовилась к последней решающей битве за Берлин, Трофимов сыграл роль лейтенанта Зайцева.

Были и другие фильмы с участием Николая Трофимова, но объединяло их одно – они всегда имели небывалый успех, а игра актера всегда была на высоте. Всего в послужном списке Трофимова насчитывается более 70 фильмов, в которых он сыграл более 70 ролей.
Трагические герои и комические персонажи по сей день вызывают добрые чувства и заряжают теплотой, улыбки и слезы зрителей – как награда таланту великого артиста.
В ночь на 7 ноября 2005 года Николая Николаевича Трофимова не стало.
Похоронен всеми любимый артист на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Обсудить материал 


© При копировании и публикации текста статьи упоминание автора и ссылка на сайт обязательны!
2016 © "Калейдоскоп ИНФО"
https://www.kaleydoskop-info.ru
Комментарии
Комментариев пока нет.