Пропавшее золото Черного принца
Калейдоскоп ИНФО
CommenticsКалейдоскоп ИНФОКонтактыКарта СайтаФорумО НасАрхивВход на сайтЛента новостей Калейдоскоп ИНФО
Новости Любопытные факты Фотогалерея Игровой портал Тематический видео ресурс Склад торрентов SEO Продвижение сайта
ЛитРес
Художественный стиль Эухенио Рекуэнко (Euhenio Rekuenko)
Истории, леденящие кровь

 

КАЛЕЙДОСКОП ИНФО ...Книга

...QUOT HOMINES TOT SENTENTIAE

 

ПРОПАВШЕЕ ЗОЛОТО «ЧЕРНОГО ПРИНЦА»

Пропавшее золото Черного принца

Дзержинский был не просто руководителем советских спецслужб, но и человеком с весьма широким кругом должностных полномочий. Помимо руководства ВЧК – ОГПУ, он например, успел в 1923-1926 годах побывать наркомом путей сообщений и Председателем Высшего Совета народного хозяйства. Занимался «железный Феликс» и совсем вроде бы экстравагантными проектами, реализация которых позволяла пополнить казну чекистского ведомства.

Фрегаты Воин и Принц на судоходной верфиФрегаты "Воин" и "Принц"
на судоходной верфи

В любимой несколькими поколениями читателей повести Анатолия Рыбакова "Кортик" рассказывается о смелых ребятах, которые находят архив с уникальными сведениями о затонувших судах с сокровищами. Изучая эти документы, один из чекистов бросает многозначительную фразу: "Работы для ЭПРОНАа хватит".

Речь идет об Экспедиции подводных работ специального назначения, как раз и занимавшейся поиском кладов на океанских глубинах. Особый интерес у сотрудников этой структуры вызывала судьба "Черного принца".

Этот корабль затонул  14 ноября 1854 года во время бури на рейде Балаклавы вместе с еще 34 судами – английскими, французскими, итальянскими и турецкими.

Крымская  война была тогда в полном разгаре, союзная армия осаждала Севастополь и если бы вражеские суда погибли в результате нападения русского флота, то такая победа считалась бы самой блистательной в нашей военно-морской истории. Но в роли "победителя" выступила стихия…

Статистика 1

По официальным данным Адмиралтейского Комитета Великобритании во время бури 14 ноября 1854 года потери британского флота на Черном море составили:

  • "Prince" - разбит в щепки, все на корабле погибли, кроме одного младшего офицера и шестерых матросов.
  • "Resolute" -   утонул, все на борту погибли, кроме 3-го помощника и 8 моряков.
  • "Rip Van Winkle" – утонул, все на борту погибли.
  • "Kemlworth"  -  разбит в щепки, все на борту погибли, кроме 3 человек.
  • "Wild  Wave" -  утонул, все на борту погибли, кроме юнги.
  • "Progress" -    утонул, кроме двух человек, все погибли.
  • "Peltoma"  - утонул, все погибли, кроме капитана.
  • "Maltese"  -     утонул, все погибли.
  • "Wandemer" -  утонул, все погибли.

Потери среди парусных судов:

  • "Vesuvius" - мачты уничтожены, много повреждений, корпус почти разрушен.
  • "Retribution" - потерян руль, запасы и другие значительные повреждения, и значительные потери экипажа.
  • "Melbourn" - уничтожены мечты, едва избежал разрушения. «Mercia» полностью разрушен.
  • "Lady Valiant" - полностью разрушен.
  • "Caduccus" - полностью разрушен.
  • "Pride of the Ocean" - полностью разрушен.
  • "Medora" - полностью разрушен.
  • "Sir Robert Sale" - полностью разрушен.
  • "Cyclops" - в Евпатории судно ее величества едва избежало полного разрушения.

Потери солдат ее величества составили:

  • "Н.М.Ships Queen" - 116, "Trafalgar" - 120, "London" - 90, потеряны рули.
  • Паровые "Aedent", "Terrible", "Spitfire" и "Sanson" много повреждений и очень протекают.

Потери ранцузского флота:

  • "Ville de Paris" - 120, "Firland" - 100, "Bayard" - 90, "Suffren" - 90, потеряны рули, повреждены мачты, другие множественные повреждения.
  • Транспортный "Turone" - выброшен на берег, полностью разрушен, экипаж спасен.
  • "Pyrenees" - был выброшен на берег, сгорел, команда спасена.
  • "Ganges" - сгорел, команда спасена.
  • "Danube" (паровой) направлен на берег.
  • "Arri Marseile" (транспортный) - потоплен на якоре со всем снаряжением на борту.
  • "The Fultan" - парусный фрегат выброшен на берег и разбит в щепки, экипаж частично спасен.
  • "Henri IV" (100 пушечный) - выброшен на берег, погибло большинство команды, 17 человек спасены.

Потери турецкого флота:

  • "Peiri Mes'seret" - турецкий двухпалубный пошел ко дну со всем грузом на борту.
  • "Mubbore Surur" - турецкий фрегат (36 пушек) был поврежден и разбит в щепки.
Статистика 2

Впоследствии водолазы и ныряльщики-любители обнаружили останки почти всех затонувших кораблей. Многие из них даже были подняты на поверхность. И только судьба "Черного принца" оставалась неизвестной.

Принц, но не Черный

Флот союзников в Балаклавской бухтеФлот союзников в Балаклавской бухте

Вообще-то изначально новейший трехмачтовый пароход назывался просто "Принцем". Сначала к его "титулу" действительно собирались добавить эпитет "черный", имея в виду вполне конкретную историческую личность. "Черный принц" Эдуард – сын короля Эдуарда III – прославился тем, что в 1356 году в битве при Пуатье разгромил превосходящие силы французов.

Однако, в середине XIX века подобные исторические ассоциации выглядели по меньшей мере не политкорректно. Французы и англичане вместе боролись против русской угрозы, а потому в британском Адмиралтействе решили – пусть будет просто "Принц". Какой именно, каждый додумает по-своему.

В свой первый и последний рейс красавец-пароход отправился с трюмами набитыми продовольствием, боеприпасами и теплой одеждой. И еще на корабле находилось золото, сумму которого историки варьируют в пределах от 200 тысяч фунтов стерлингов до 1 миллиона. Деньги эти предназначались солдатам королевы Виктории в качестве жалования и "премиальных" на случай взятия Севастополя.

Якоря и цепи, поднятые на месте крушения английских судовЯкоря и цепи, поднятые на месте крушения английских судов

Можно представить с каким нетерпением ждали войска этот корабль! Однако Балаклавская гавань была до отказа забита судами, и начальник порта капитан Декр приказал "Принцу" стоять на внешнем рейде до тех пор, пока не освободится свободное местечко.

Командовавший пароходом капитан Христи поднял крик – мол, груз особой важности, и вдобавок на "Принце" утонули оба якоря. Декр пытался уговаривать, пообещал выделить один якорь, но потом тоже перешел на крик, и даже пригрозил Христи арестом.

В общем, нашла коса на камень…

"Принц" болтался на рейде пять дней, причем можно предположить, что Декр умышленно заставлял его ждать, чтобы показать, кто в доме "хозяин". Войти в гавань ему разрешили только 14-го, но именно в этот день стрелка барометра буквально рухнула вниз, хлынул сильнейший дождь, ударила молния…

Гибель Черного принцаГибель "Черного принца"

По свидетельству очевидца катастрофы, "ураганов такой силы в Англии никогда не видели". Как писал командир одного из уцелевших судов: "Моряки, подвергавшиеся опасностям во всех морях, не помнят, чтобы им приходилось быть свидетелями подобной бури. Представьте себе страшный ветер, угрожающий опрокинуть горы, потоки дождя, наводняющие атмосферу, частый град, с ожесточением ударяющий во все, что встречается на пути, и, наконец, взволнованное море, валы которого равняются горам, — и вы будете иметь еще не полное представление об ужасном урагане, свирепствовавшем 14 ноября... Несомненно, распорядительность адмиралов, искусство командиров, энергия офицеров и неустрашимость матросов позволили избежать полной катастрофы".

В любом случае потери оказались ужасающими. Во время бури, стоявшие на рейде корабли, один за другим срывались с якорей и летели на скалы. Ударившись о камни, "Принц" буквально раскололся на части, которые затонули на глубине примерно пятидесяти метров. Из полутораста человек экипажа уцелели трое матросов, выпрыгнувших в воду, еще до столкновения с берегом. Используя в качестве спасательных поясов ленты с сигнальными ракетами, они смогли удержаться на бушующей водной поверхности.

Скудный улов

Корабль, выброшенный на берег во время буриКорабль, выброшенный на берег во время бури

Вот какое зрелище открылось по утру состоятельному туристу Джорджу Тейлору: "Линия скал была выровнена останками кораблей, выброшенных на берег в день урагана; и в местах, где останки лежали большими кучами — от обломков мачт до кусков дерева не больше спичечного коробка — на маленьком расстоянии оказывалось, что это не что иное, как груды щепок. В самой бухте все корабли были в разной степени повреждены, так как ветер бил их друг о друга. Нeкоторые из них лишились мачт и были затем отбуксированы; некоторые потеряли рули, некоторые носовые фигуры и фальшборты, а одно судно затонуло в бухте, и его мачты возвышались над водой. Вест-Индский пароход "Avon" в бурю сорвался с якоря и двигался, постоянно сталкиваясь со многими другими судами, и отскакивал от одного к другому кораблю подобно мячу. Безусловно, он получил и причинил сам множество повреждений. На протяжении нескольких дней после урагана многочисленные тела плавали в бухте, почти все голые. На некоторых были спасательные жилеты, многие были сильно изорваны, и часто части тел плавали у кораблей. Они были по возможности похоронены моряками...".

Гибель столь значительного количества кораблей обсуждалась в британской прессе, но о судьбе золота с "Черного принца" официально ничего не сообщалось.

Шумиха началась только в 1875 году, когда после нескольких сенсационных расследований во Франции появилось акционерное общество собравшееся достать эти сокровища. Общество быстро распалось, хотя можно предположить, что его основатели нагрели на нем руки. Тогда же, стараниями газетчиков в названии корабля снова начал фигурировать эпитет "Черный" - звучало красивей и загадочней.

Балаклавская бухта, начало XX векаБалаклавская бухта, начало XX века

В последующие четверть века в Балаклаве побывали английские, французские, американские, немецкие и норвежские кладоискатели.

Часто живший в Крыму знаменитый писатель Александр Куприн, не ссылаясь ни на какие источники, называл умопомрачительную стоимость затонувших сокровищ - "шестьдесят миллионов рублей звонким английским золотом".

Кроме того, в своей повести "Листригоны" он утверждал, что лично наблюдал за тем как со дна  поднимали фрагмент корпуса легендарного парохода с позеленевшей надписью "...ck Р..." ("Вlасk Рrinсе").

Но вот незадача, официально "Принц" не был "черным", и, следовательно, слово "Вlасk" там отсутствовало.

В любом случае никто из кладоискателей не располагал техникой необходимой для организации масштабных поисков.

И только появившийся в 1901 году итальянец Джузеппе Рестуччи взялся за дело по серьезному. В его распоряжении имелся специальный глубоководный скафандр, представлявший собой толстостенный медный ящик с отверстиями для рук и тремя иллюминаторами. Закрепив его на стальном тросе, итальянцы несколько раз опускались на дно, достав оттуда в качестве трофеев подзорную трубу, винтовку, ящик с пулями и несколько неопознанных металлических деталей. Но, самое главное, они обнаружили железный корпус парохода. Поскольку считалось, что все прочие утонувшие во время балаклавской бури суда имели корпуса из дерева сомнений ни у кого не было – это останки "Принца". Но не было и золота…

Чекисты в водолазных костюмах

Ф.Э. ДзержинскийФеликс Дзержинский

Наступил 1922 год. Со времен сеньора Рестуччи Крым пережил три революции и две войны - мировую и гражданскую. История "Черного принца" начала забываться, как вдруг прошел слух, что один из местных ныряльщиков нашел в балаклавской бухте несколько золотых соверенов.

Снова началась эпидемия кладоискательства, приведшая на сей раз к весьма серьезным последствиям.

С предложением найти и поднять "Черного принца" к председателю ОГПУ Дзержинскому обратился инженер Владимир Языков. До этого он уже побывал у заместителя председателя Реввоенсовета Эфраима Склянского и командующего ВМФ Вячеслава Зофа, но и тот и другой ему отказали. А вот "железный Феликс" встретил с распростертыми объятиями.

Правительство остро нуждалось в золоте и для восстановления разрушенного хозяйства и для разжигания мировой революции. К тому же Дзержинский рассчитывал пополнить бюджет своего собственного ведомства, а поскольку он возглавлял еще и ВСНХ РСФСР, в его власти было поддержать столь экзотический проект всеми необходимыми ресурсами.

В марте 1923 года под крылышком ОГПУ была создана Экспедиция подводных работ специального назначения.

Водолазы ЭПРОНаВодолазы ЭПРОНа

Языкову выделили баржу с лебедкой, катер для их буксировки, двух водолазов и нескольких такелажников. Но главные надежды на успех связывались с десятитонным глубоководным аппаратом конструкции Евгения Даниленко. Рассчитан он был на трех человек и снабжен телефоном, прожектором и манипулятором для захвата различных грузов.

Подходы к балаклавской бухте разбили на квадраты и приступили к поискам. Дно оказалось буквально завалено деревянными кораблями. Среди них обнаружили останки железного парохода. Возможно, того самого, с которым имел дело Рестуччи, возможно - другого.  Неподалеку от него - старую ручную гранату, рукомойник, больничные туфли, фарфоровую ступку, свинцовые пули, несколько неразорвавшихся снарядов…. И, вновь, никакого золота.

Пиар по-эпроновски

Суда ЭПРОНа в Балаклавской бухтеСуда ЭПРОНа в Балаклавской бухте

Чтобы хоть как-то оправдаться в расходовании казенных средств, пришлось поднимать наиболее хорошо сохранившиеся суда или отдельные их детали, которые заново использовались в строительных работах. С еще большим масштабом подобное проделывалось и в Севастопольской бухте, где оказалось предостаточно затонувших кораблей более современных конструкций.

Рекламируя деятельность ЭПРОНА, ОГПУ развернуло настоящую пиар-компанию, одним из продуктов которой и стала знаменитая повесть Анатолия Рыбакова "Кортик". Затем к делу подключили академика Иосифа Орбели, и он с помощью коллег-историков начал разрабатывать новое научное направление – подводную археологию.

В общем, ЭПРОНу удалось сделать хорошую мину при плохой игре, затушевав тот факт, что сокровища, ради которых все затевалось, так и остались необнаруженными.

ЭПРОН в поисках Черного принцаЭПРОН в поисках Черного принца

Потерпев неудачу, чекисты предложили попытать счастья японцам. Только за разрешение провести поиски водолазная фирма "Синкай когиоссио лимитед" выплатило ОГПУ 110 тысяч рублей, что полностью перекрывало понесенные затраты.

Отрыв, с помощью новейшей техники, корпус парохода, японцы с удивлением обнаружили, что вся средняя часть (в которой, вроде бы, и должен был находиться груз) будто провалилась сквозь землю. Трудолюбивые азиаты начали поднимать со дна песок и просеивать его сквозь сито. Калоша, ржавый замок, ложка, две вилки, и, наконец, - "Эврика!" - золотой английский соверен 1821 года.
Казалось, экспедиция приближалась к счастливому финалу, но за последующие два месяца было найдено всего лишь четыре таких же монеты. Легко догадаться с каким чувством разочарования покидали японцы берега Крыма.

Выводы следователя Зощенко

Михаил ЗощенкоМихаил Зощенко

Как это часто бывает с большими кладами, судьба золота "Принца" осталась неясной. Последним, кто тщательно занимался этим вопросом, был знаменитый сатирик Михаил Зощенко. Вспомнив свою работу в угрозыске, он провел самое настоящее расследование. И вот, что получилось…

"Принц" был вовсе не единственным, а, по крайней мере, одним из четырех железных пароходов затонувших во время балаклавского шторма. В общем, не факт, что итальянцы, ЭПРОН и японцы возились именно с тем кораблем, с которым следовало. Но самое главное, Зощенко задался вопросом: "А было ли вообще на судне золото?".

Официальные данные английского Адмиралтейства свидетельствовали: Да, было. Деньги действительно предназначались для выплаты жалования, но только это было обычное месячное жалование, без всяких премиальных. А, следовательно, даже минимальная цифра из тех, которые назывались – 200 тысяч фунтов, выглядела преувеличенной. Ориентировочно речь могла идти о вдвое, а то и вчетверо меньшей сумме.

Но, главное, в документах британского парламента Зощенко обнаружил показания интенданта Джона Уильяма Смита из которых следовало, что деньги, предназначенные для выплат войскам в количестве 60 тысяч фунтов он выгрузил в Стамбуле, решив переправить их в Крым со следующей оказией.

Какая муха укусила почтенного господина Смита, из этого отчета неясно, зато понятными становятся дальнейшие действия (а вернее бездействие) его соотечественников. Трудно, в самом деле, предположить, что умеющие считать каждый пенни англичане, допустили, чтобы корабль с золотом на борту целых пять дней болтался на рейде с одним якорем. Трудно понять, и почему позже, когда пароход затонул, адмиралтейство не предприняло никаких усилий по его поискам.

Кладбище затонувших кораблей

Между тем, для беспрепятственной организации подобных работ времени было достаточно. Причем дважды – в 1854-1856 годах во время Крымской войны, и в 1920 году – во время Гражданской войны в России. Однако никаких сведений о том, что поиски велись, не сохранилось. Если предположить, что искать было нечего, все становиться просто и ясно.

Из-за гибели "Принца" осенью 1854 - весной 1855 года английская армия действительно испытывала нехватку продовольствия и боеприпасов. Но с жалованием проблем не было. Не потому ли, что его выплатили почти в срок благодаря предусмотрительности мистера Смита?

Ловушка для дураков

Балаклава сегодняБалаклава сегодня

Конечно, можно задаться вопросом, почему англичане спокойно наблюдали, как братья по разуму ищут несуществующие сокровища? Но, почему, в сущности, англичан это должно было беспокоить?

Заметим, что в 1923 году советская сторона запросила у британцев всю информацию по гибели парохода, но представители "коварного Альбиона" хранили ледяное молчание. Упрощать жизнь большевикам они вовсе не собирались.

В общем, сокровища "Принца" оказались этакой "ловушкой для дураков". Хотя есть и другая версия, согласной которой "дураками" оказались вовсе не чекисты. Представим себе, что на "Принце" действительно были сокровища, и в 1923 году они были найдены ЭПРОНом. Советской стороне было вовсе не обязательно предавать этот факт огласке.

Более того, учитывая, какая ожесточенная борьба шла тогда в большевистской верхушке, можно предположить, что товарищ Дзержинский решил эти деньги "скрысятничать".

Затонувший корабльПоиски затонувших сокровищ

Не обязательно для себя лично, а, например, на проведение, каких-нибудь спецопераций. В общем, золото было поднято и перепрятано. А тут, как раз, подвернулись японцы, которым дали возможность повозиться в уже разрытой яме. Почти, как в "Острове сокровищ". Помните, когда положительные герои, перепрятали клад в другом месте и отдали ненужную карту компании Сильвера? В результате пираты нашли только два соверена. Японцам досталось четыре, хотя понесенные ими финансовые убытки оказались на порядок больше.

Впрочем, любители романтики, наверняка предпочтут третью версию. Нетронутые, сокровища по-прежнему лежат на дне под многометровым слоем песка.

Подводные клады

Но будет еще одна буря, море все перемешает, и золото "Принца" внезапно предстанет перед каким-нибудь любителем дайвинга. И будет ему счастье.

Дмитрий Митюрин, историк (Санкт-Петербург)

ЛитРес
Google AdSense c- Воры, Кидалы, Мошенники
Калейдоскоп ИНФО
Комментарии


Комментарии

Комментариев пока нет.

* Обязательные поля
(Не публикуется)
 
Жирный Курсив Подчеркнутый Перечеркнутый Степень Индекс Код PHP Код Кавычки Вставить линию Вставить маркированный список Вставить нумерованный список Вставить ссылку Вставить e-mail Вставить изображение Вставить видео
 
Улыбка Печаль Удивление Смех Злость Язык Возмущение Ухмылка Подмигнуть Испуг Круто Скука Смущение Несерьёзно Шокирован
 
1000
Введите третью букву в слове замок.
 
(введите ответ)
 
Уведомлять о новых коментариях по почте.
 
Запомнить информацию введенную в поля формы.
 
Информационно-Развлекательный Журнал (Интернет-Версия)
2016 © "Калейдоскоп ИНФО"
http://www.kaleydoskop-info.ru

Книга

 

Лента Новостей
Wer RU
book24
Реклама
Вверх
Вниз